Москва
Звоните, мы Вам поможем!
8 (499) 116-78-38
Показать фильтры
Найти

Кто такой нейропсихолог?

Кто такой нейропсихолог?

Нейропсихолог - это врач, клинический психолог, который специализируется на диагностике дисфункций участков головного мозга, связанных с высшими психическими функциями, знает механизмы их связи, занимается нейрокоррецией несформировавшихся или восстановлением утраченных связей. Проще говоря, он определяет причины нарушения памяти, речи, мышления, внимания, движения и помогает пациенту развить или восстановить эти функции.

Кто может обратиться к специалисту по нейропсихологии

Существует два направления этой науки:

  1. Детская - работает с пациентами старше 3-х лет, у которых не до конца сформировались определенные участки головного мозга. Причиной нарушений биологического созревания ребенка может быть генетическая патология, родовая травма, сенсорная депривация (снижение чувствительности к сигналам, поступающим из внешнего мира) и др.
  2. Взрослая - занимается реабилитацией пациентов после локальных поражений головного мозга. Они могут быть вызваны инсультом, черепно-мозговой травмой, некоторыми заболеваниями (болезнью Паркинсона). В случае утраты каких-то функций, нужно обязательно записаться на прием к нейропсихологу. Имеются в виду нарушения речи, двигательной активности, способности оценивать размер предметов или расстояние до них.

Зачем нужен нейропсихолог для ребенка?

В последнее время растет число «проблемных» детей с расстройством поведения и трудностями обучения. Речь идет о гиперактивности, агрессии, демонстративном нарушении общепринятых норм, неустойчивом внимании, плохой памяти, неспособности решать простейшие логические задачи, отсутствии самоконтроля и др. Однако все эти особенности во многих случаях связаны не с плохим характером или отсутствием воспитания, а имеют конкретную причину: несформированность психических функций из-за незрелости головного мозга.

Специалист проводит тестирование и на основании полученных результатов дает функциональное заключение. В нем может быть указано нарушение фонематического слуха, недостаточность произвольного внимания и др. Это означает, что какая-то зона мозга у ребенка работает некорректно, где-то нарушены связи. А для сформированности высших психологических функций должны совместно работать оба полушария и срединные структуры мозга. Если где-то есть локальное поражение, то нарушается взаимосвязь. И этот «обрыв на лини» создает разнообразные проблемы.

Хороший психолог выявляет сильные и слабые стороны мозга пациента и корректирует их таким образом, чтобы максимально гармонизировать работу нервной системы. Например, если у ребенка нарушена слуховая память, но развита зрительная, то можно использовать визуальные подсказки, чтобы лучше он лучше воспринимал и быстрее запоминал информацию.

Детский врач проводит нейрокоррекцию для развития несформированных функций и «выстраивает мостики» для связи участков головного мозга. В результате занятий у ребенка улучшается внимание, он становится более собранным, учится концентрироваться на одном деле, у него пропадает агрессия.

Также специалисты в области нейропсихологии проводят занятия для реабилитации детей с ДЦП. Вначале это самые простые упражнения для развития сенсомоторной, эмоциональной, когнитивной функции. Далее на каждом уроке задачи усложняются, но ребенок к этому моменту уже может с ними справиться.

Зачем нужен нейропсихолог для взрослого?

На прием врача-нейропсихолога в Москве приводят взрослых пациентов, имеющих нарушение структур головного мозга. Они могут возникать после мозговых кровоизлияний, травматических повреждений, неврологических заболеваний (деменции), удаления кист и опухолей.

У взрослых людей эти функции когда-то работали нормально, но из-за органических поражений определенные зоны мозга «выпали». Специалист определяет проблемы и разрабатывает курс реабилитации.

В нейрокоррекции у взрослых используются разные подходы. Например, в некоторых случаях врач помогает пациенту найти точку опоры, которая позволит создать новые связи и компенсировать или заменить нарушенные функции мозга (то есть научиться говорить, попадать ложкой в рот, видеть дверной проем).

Еще один вариант - это передача полномочий другим участкам мозга или второму полушарию. Мозг пластичен, он может адаптироваться к реальным условиям и делегировать здоровым участкам функции поврежденных. Доказано, что пациент после мозгового кровоизлияния, последствием которого стал некроз речевых центров, после регулярных занятий может восстановить речь. В этом и заключается задача нейропсихологии: найти нарушение и максимально восстановить функции головного мозга.

Материалы статьи проверены врачом-экспертом:
Толмачев Дмитрий Викторович, Психотерапевт, Психиатр
Толмачев Дмитрий Викторович
Психотерапевт, Психиатр

Возраст: 36 лет

Общий стаж: 12 лет

Окончил: Пермская государственная медицинская академия, Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

Повышение квалификации: "Психология девиантного поведения, психотерапия", "Когнитивно-поведенческая психотерапия", Пермская государственная медицинская академия

Записаться по телефону